Правила безопасности для детских автокресел
2006
Правило ECE R 44/01, определяющее требования к детским автокреслам и методы их испытаний, было принято 17 ноября 1982 года. В течение последующих нескольких лет в большинстве европейских стран был введен запрет на перевозку детей ростом менее 150 см без «специальных удерживающих устройств». Затем, в 1990 году, Международный институт ISO ввел стандарт Isofix, определяющий способ жесткого крепления детского сиденья к кузову автомобиля. 7 августа 1995 года стандарт Isofix был официально внесен в новую редакцию правил ECE R 44/03.
Сегодня все продаваемые в странах Евросоюза детские кресла должны соответствовать правилу ECE R 44/03, введенному в 1995 году. Поэтому на корпусе кресла обязательно должна быть бирка с отметкой ECE R 44/03, которая обозначает, что кресло произведено в соответствии с данной редакцией правил. Также на бирке автокресла должен присутствовать значок с заглавной буквой Е и цифровым индексом, помещенными в круг. Этот знак обозначает официальное утверждение соответствия кресла всем нормам, в котором цифра является кодом страны, предоставившей это официальное утверждение (1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 9 - Испания и т.д.)
Российский ГОСТ Р 41.44-2005 является модификацией именно этой редакции Правил ЕЭК ООН № 44, согласно которым каждый пятитысячный экземпляр автокресла любой марки проходит омологационные тесты. Таким образом осуществляется контроль на соответствие выпускаемой продукции действующим нормам безопасности.
На основе правила ECE R 44/03 разработан и протокол EuroNCAP, по которому оценивается эффективность защиты детей. В частности, из правила ECE R 44/03 взяты предельные значения перегрузок головы, груди, растягивающие усилия шеи и сжимающая нагрузка на позвоночник. В этом документе прописаны не только методика испытаний и критерии оценок, но и такие условия, как маркировка следа прохождения ремня, которым пристегивается кресло, поясняющие рисунки, обозначения и прочее.
Летом 2005 года было введено новое, более жесткое правило ECE R 44/04. С 2009 года оно станет обязательным для всех автокресел, а пока носит лишь рекомендательный характер. Однако уже сейчас многие производители выпускают продукцию, соответствующую и новому правилу.
В редакции правил ECE R 44/04 испытания стали намного жестче: скорость тележки перед столкновением возросла с 36 км/ч до 50 км/ч. При этом значение предельной перегрузки на грудь в 55 g, границы вертикального и горизонтального перемещения и максимальная нагрузка на позвоночник в 30 g не изменились. Ужесточились ограничения на перегрузки головы - не более 60 g вместо 80 g ранее. Особое внимание уделяется внутренним ремешкам кресла. Их ширина должна быть не менее 25 мм для кресел групп 0+ и 1 и не менее 38 мм для групп 2 и 3, а во время столкновения поясная лямка не должна сползать на живот, исключая "подныривание".
Но даже в этом новейшем правиле пока никак не регламентирована степень безопасности кресел при боковом ударе. Правда, многие производители заявляют, что при таких авариях кресла с развитыми боковинами обеспечивают высокую степень безопасности детей. Скорее всего, испытания на боковой удар будут предусмотрены в следующей версии правил - ECE R 44/05.