Как выбрать качественное безопасное детское автокресло
2018
Как же выбрать качественное безопасное детское автокресло?
В этой статье я хотел бы рассказать о существующей классификации и правилах подбора нужного именно Вам детского автокресла на примере конкретных моделей, представленных на рынке, показать некоторые не вполне очевидные моменты удобства эксплуатации и безопасности, которые всплывают только в процессе использования.
Любому серьезно относящемуся к безопасности ребенка в автомобиле человеку хочется разобраться в «подводных камнях» и «граблях» при выборе и не переплачивать за ненужные и бесполезные опции. Так что же представляет собой детское автомобильное кресло?
Конструктивно любое автокресло - это отдельное сиденье, определенным образом крепящееся к конструкции автомобиля. Существует несколько видов креплений, каждое из которых имеет как свои плюсы так и минусы.
Классическим вариантом является фиксация штатным автомобильным ремнем, такой тип установки хорош тем, что возможен практически на любой модели автомобиля. Немаловажно также, что штатные ремни безопасности рассчитаны на вес взрослого человека, а значит запас прочности крепления в случае аварии обеспечен с лихвой. Минусом же в данном случае является относительная трудоемкость снятия/установки кресла на автомобиль, а также высокая вероятность неправильной установки, что может стать причиной трагедии в случае аварии.
Крепления Isofix(Изофикс) – практически повсеместно применяемый сейчас стандарт. Автокресло крепится к специально смонтированным скобам, находящимся в месте соединения спинки и подушки сиденья автомашины. Фиксация происходит защелкиванием креплений Isofix (Изофикс) на этих скобах. Выпускаются как кресла так и базы для люлек с возможностью установки на Isofix.

Устройство системы Isofix
Крепления Latch(ременной или «мягкий» Isofix) – американский вариант системы. Разница в использовании ремня вместо жесткого крепления к скобам автомобиля. Преимущество в удобстве пристегивания/отстегивания (не нужно одновременно попадать в обе скобы Изофикс на автомобиле), большая допустимая нагрузка на крепление(как правило крепления latch рассчитаны на массу до 36 кг, в отличие от «жесткого» Isofix, рассчитанного на нагрузку до 18 кг), отсутствие передаваемых вибрации с кузова автомобиля на автокресло. Недостатком можно считать то, что кресло на "мягком" изофиксе имеет небольшой продольный люфт, что впрочем, никак на безопасность не влияет.

Чем надежнее детское автокресло закреплено в машине, тем выше уровень безопасности, поэтому производители стараются увеличить количество точек опоры.
Часто в качестве дополнительной точки опоры для крепления применяется так называемый якорный ремень (Top tether). С его помощью верхняя часть корпуса кресла с помощью дополнительного ремня и металлического карабина крепится к еще одной скобе на задней стенке штатного автомобильного сиденья или на полу.
Другим вариантом дополнительного крепления является специальный рычаг, закрепленный в базе автокресла и упираемый в пол автомобиля. Он позволяет избежать крайне опасного переворачивания кресла при фронтальном столкновении.

Как известно, в Европе к детской безопасности очень серьезное отношение, по этому вопросу проводятся научные и статистические исследования, изучается опыт аварийных ситуаций. По результатам этих исследований специалисты по детской безопасности Еврокомиссии пришли к выводу о необходимости создания стандарта, обеспечивающего применение последних достижений в области детской безопасности и минимизирующего возможность ошибки при установке автокресла в автомобиль.
Новый стандарт получил обозначение ECE R-129(i-Size) и все вновь выпускаемые на рынок Евросоюза автокресла должны ему соответствовать. Более подробно об отличиях нового стандарта от ранее принятого ЕСЕ 44-04 Вы можете узнать здесь.
По мере развития технологий защиты при авариях появлялись все более изощренные системы пассивной безопасности. На сегодняшний день можно выделить ряд устройств, наличие которых подразумевается в моделях претендующих на хорошие оценки в тестах на безопасность.
Защита от бокового удара
Позволяет снизить энергию удара при боковом столкновении за счет применения энергопоглощающих элементов, вступающих в действие в первые миллисекунды столкновения.
Обычно выглядит как выдвигаемый к ближайшей двери автомобиля деформируемый элемент. Может быть также встроен в боковину кресла.




Виды боковой защиты
Механизмы для регулировки положения подголовников и объема внутреннего пространства
Позволяют максимально подогнать внутренние размеры кресла под ребенка, достигая этим не только удобства при поездке, но и правильного распределения нагрузки при столкновении.



Механизмы регулировки внутреннего пространства
Устройства, меняющие наклон сиденья
Правильно рассчитаный наклон уменьшает динамические нагрузки при аварии и предотвращает опасность "подныривания" при использовании 3-х точечного ремня безопасности. Наличие положения для сна очень помогает в длительном путешествии.



Механизмы регулировки наклона
Различные сигнализаторы правильной установки
В большинстве премиальных моделей применяется система визуального уведомления о неполном или неверном защелкивании ремней, креплений Isofix или механизмов поворота.



Индикатор защелкнутых ремней

Индикаторы уровня
Все выпускаемые модели кресел разбиты на условные группы, в зависимости от антропометрических характеристик ребенка. Для того чтобы выбрать подходящее изделие нужно сначала определить, какая группа подходит конкретному малышу.
(Группа 0)
Автолюлька для детей от 0 до 6 месяцев и массой до 10 килограмм. Конструктивно схожа с корзиной от прогулочной коляски. Предусмотрены внутренние ремни безопасности. Способ установки – боком по ходу движения на заднем сиденье автомобиля, люлька закрепляется штатным ремнем. Сейчас крайне редкий вариант, практически все производители отказались от такого конструктива.
(Группа 0+ автолюлька)
Используется для передвижения малышей в направлении против хода движения от рождения примерно до 1 года (если люлька разработана в соответствии со стандартом (ЕСЕ 44-04)), либо до 15 месяцев (более новый стандарт ЕСЕ R129 (i-Size)). Довольно популярный на сегодня конструктив, может использоваться как с дополнительно устанавливаемой базой, либо без нее.
Цена на кресла данной группы начинается от примерно 3 тысяч рублей, за эти деньги Вы получите легкую автолюльку, крепящуюся в автомобиле штатным ремнем и без особых изысков. К примеру китайскую Rant Miracle или более дорогую немецкую Heyner SuperProtect Aero. Эти модели удобны для переноски из за небольшого веса и оснащены противосолнечным козырьком.
Если Вы хотите использовать люльку совместно с шасси от коляски (люлька одним движением вынимается из шасси и устанавливается на базу в автомобиле, при этом малыша не нужно даже доставать из люльки), то здесь Вас ждет большое количество предложений. Цена изделий конечно выше, и нужно обязательно уточнить возможность установки конкретной люльки на шасси Вашей коляски, так как существует довольно много вариантов сопряжения. Самым популярным видом крепления люльки на коляску является конструкция фирм Maxi-Cosi и Cybex, большинство фирменных люлек и колясок совместимы с ним с помощью специального адаптера.
По соотношению цены и потребительских характеристик стоит обратить внимание на Nuna Pipa Icon с базой i-Size(Нидерланды), вместе с базой люлька стандарта i-Size стоит меньше 12 тысяч рублей.
Также в этом ряду модели Joie i-Gemm (Великобритания), Casualplay Baby Zero (Испания), Recaro Guardia (Германия), Britax Roemer Baby-Safe i-Size (Германия). Отдельно стоит отметить в этом списке модель Cybex Cloud Q (Германия) за ее уникальную возможность трансформирования. Ложе люльки можно раздвинуть так, что ребенок лежит практически горизонтально (но только при использовании вне автомобиля). Благодаря этому малыш намного меньше устает при длительных путешествиях.
Особняком стоит автолюлька-трансформер Simple Parenting Doona+, кресло со встроенным шасси от легкой коляски, которое выдвигается одним движением. Очень удобно для коротких поездок до поликлиники или торгового центра, не нужно возить с собой отдельное шасси.
Все перечисленные автолюльки сертифицированы по действующим европейским стандартам безопасности, по независимым тестам ADAC у всех перечисленных моделей хороший результат, за исключением моделей Rant и Heyner, по которым тесты не проводились.
(Группа 1)

Используется для перевозки детей возрастом от года до 4 лет и весом от 9 до 18 килограмм. Кресло группы 1 всегда оснащено либо внутренними пятиточечными ремнями безопасности либо так называемым столиком безопасности, дополнительным фиксирующим блоком, удерживающим ребенка в кресле и закрепляемым штатным ремнем автомобиля. Оно может быть установлено как по ходу так и против направления движения и, как правило, имеет регулируемую по наклону чашу.
Классическим представителем этой группы можно считать изделия немецкого производителя Britax Roemer модели King II и ее модификации, отличающиеся дополнительными опциями. Модель имеет оригинальную конструкцию крепления к автомобилю штатными ремнями безопасности, отличается очень хорошими результатами краш-тестов, достаточно просторна внутри. Одни из лучших результатов в краш-тестах показывают кресла, оснащенные столиками безопасности, такие как Cybex Juno 2-Fix, однако практика показывает, что многие дети не всегда хотят сидеть в кресле со столиком безопасности, сковывающим движения. Также хочу отметить, что несмотря на хорошие результаты при фронтальном столкновении, есть вопросы по безопасности в случае переворота автомобиля.
Безусловным лидером в этой группе по удобству для ребенка и безопасности можно считать прочно зарекомендовавшее себя кресло Britax Roemer Trifix2 I-Size. Отличная эргономика, удобная система крепления Isofix с якорным ремнем, продуманная боковая и фронтальная защита, качественная отделка делает это кресло бестселлером несмотря на довольно высокую цену и относительно недолгий (до возраста 4 лет) период эксплуатации.
(Группа 0-1)

Если Вам не нужна люлька для переноски малыша и Вы часто подолгу передвигаетесь с маленьким пассажиром, то этот вариант как раз для Вас. Такие кресла рассчитаны на период использования от рождения до 4 лет, имеют регулировку наклона и устанавливаются сначала против хода движения, а затем, когда малыш подрастет, по ходу движения автомобиля.
Модели этой группы с функцией вращения, позволяющей легко поворачивать кресло при посадке/высадке на 90 градусов, такие как Britax Roemer Dualfix i-Size, Recaro Zero 1 i-Size, Joie Spin 360, Carmate Kurutto NT2 Carmate Kurutto 4i премиального класса достаточно дороги (от 20 тысяч рублей). Такие кресла постоянно занимают место на сиденье автомобиля, так как всегда устанавливаются на базу. Но в тоже время они обеспечивают очень высокий уровень безопасности и комфорта для малыша и удобства для родителей. Среди этих моделей выделяется Recaro Zero 1 Elite i-Size, дополнительно оснащенное встроенной съемной люлькой, добавляя модели преимущества кресел группы 0+.
Модели Cybex Sirona M2 i-Size и Takata Midi i-Size вместо механизма вращения оснащены салазками для крепления, которые позволяют установить кресло по ходу или против хода движения в фиксаторы на базе.
(Группа 2)
Автокресла для детей от 3 до 7 лет и весом от 15 до 25 килограмм. Ребенок в нем крепится штатным ремнем безопасности, внутренних ремней нет. Присутствует боковая защита и подголовник.

(Группа 3)
Автокресла для детей от 6 до 12 лет и весом от 18 до 36 килограмм. Такие кресла называют бустерами, по сути это подушка сиденья без задней спинки, позволяющей компенсировать недостаточный рост ребенка для фиксации штатным ремнем.
Отмечу, что в чистом виде автокресла, принадлежащие к группе 2 или 3 практически не встречаются, обычно модель объединяет одну-две соседние группы, реже три. Встречаются и универсальные модели, рассчитанные на срок эксплуатации от рождения до возраста, когда автокресло юному пассажиру уже не требуется.
Самые простые модели группы 2-3, такие как Heyner Maxiprotect Aero, Joie Trillo Eco имеют регулировки высоты подголовника и спинку, которая меняет положение в соответствии с наклоном сиденья автомобиля.
В более сложных моделях, таких как Joie Duallo реализована дополнительная защита от бокового удара и изменяющаяся ширина внутреннего пространства кресла.
Также многие производители предлагают дополнительные опции для безопасности и удобства, как например, подголовник с тремя положениями для сна в модели Cybex Solution Q3-Fix, аудиоколонки в боковинах у Recaro Monza Nova 2 Seatfix или мягкая накладка на ремень безопасности и дополнительное крепление в паховой области у Britax Roemer Kidfix 2 XP SICT.
На многих моделях присутствует крепление Isofix, однако надо иметь в виду, что для моделей группы 2-3 оно служит лишь средством фиксации кресла при отсутствии в нем пассажира и, в некоторых конструкциях, задает угол наклона спинки, а также позволяет облегчить посадку ребенка. На показатели безопасности в данном случае никак не влияет.
(Группа 0-1-2)

В последнее время все большую популярность приобретают универсальные кресла, рассчитанные на применение от рождения до примерно 6-летнего возраста (Joie Stages Isofix, Daiichi First 7, Ducle Laon, Evenflo Triumph и другие).
Для самых маленьких предусматриваются мягкие съемные вкладыши, регулирующие внутреннее пространство. Внутренние ремни выполнены съемными, по достижении веса 18 килограмм они убираются и ребенок пристегивается штатным ремнем. Само кресло представляет собой жесткую чашу, крепящуюся к основанию или базе. Чаша обычно имеет несколько положений наклона и устанавливается против хода, а затем, по достижении возраста 1-1,5 лет по ходу движения.
(Группа 0-1-2-3)

Еще дальше пошли разработчики модели Joie Every Stage FX – она рассчитана как на младенцев так и на подростков весом до 36 килограмм. Этому способствует большой диапазон регулировок подголовника и расширяющиеся по мере роста боковины.
Но безусловным чемпионом по размерному диапазону следует признать все же продукцию американской компании Evenflo – модели SafeMax и Symphony. Эти кресла рассчитаны на детей весом от 2.3 до 49.8 килограмм, что покрывает любые возможные потребности.
Однако имейте в виду, универсальность – это всегда компромисс между противоречивыми требованиями, поэтому в общем случае, выбирая универсальное кресло, Вы жертвуете комфортом и уровнем безопасности, выигрывая чаще всего в только стоимости (и то далеко не всегда).
Как видите, существует огромное количество вариантов приобретения качественного безопасного автокресла. Но также замечу, что помимо представленных в обзоре сертифицированных и прошедших испытания моделей, на рынке сейчас представлено множество зачастую потенциально опасных изделий никому не известных брендов-однодневок. Не стоит экономить на безопасности детей, приобретайте изделия проверенных производителей!
Хочу также пожелать, чтобы Вам никогда не пришлось испытать защитные свойства детского автокресла на практике.